Wings of Change: парапланы из Австрии

Соревновательный выезд в Турцию «Ali Dagi Open 2014 Pre PWC»

(17 - 22 агвуста 2014)

В Турцию можно въезжать без визы, только по загранпаспорту. Авиабилеты недорогие, перелет туда-обратно на 1 человека из аэропорта Минеральные воды в аэропорт города Кайсери обошелся около 8 тыс. руб. Недорогая турецкая авиакомпания Pegasus Airlines (сайт - www.flypgs.com ) летает из разных городов России в основные города Турции с пересадкой в Стамбуле. Парапланеризм и государственная поддержка спорта в Турции отлично развиты, а курс турецкой лиры невысок (тогда он составлял около 20 руб. за 1 TL). Именно поэтому выезжать на соревновательные выезды в Турцию имеет явный смысл. Питание в кафе качественное и недорогое - за 5 турецких лир можно хорошо перекусить супом и традиционным «бургером», состоящим из большой булки с начинкой из фарша. За 15 лир можно отлично пообедать в местном ресторанчике.

Летное место расположено на Анатолийском плато, в центральной части Турции. Ближайший крупный город с аэропортом - Кайсери (Kayseri), штаб соревнований находился в пригороде Кайсери, городке Талас.

Стартовая гора Али (Ali dagi) имеет высоту порядка 1800 метров над уровнем моря, при общей высоте плато порядка 800 метров над уровнем моря. Совсем неподалеку расположен вечно-снежный вулкан Erciyes, в зимнее время - популярный лыжный курорт, совсем новый и недорогой. В 70 км расположен широко известный, богатый историческими достопримечательностями регион Каппадокия.

Окружает горный массив то самое Анатолийское плато, по сути - равнина, кое-где изрезанная оврагами и холмами, но в целом дающая огромный выбор посадочных площадок на любой вкус.

Полеты на параплане с инструктором

Кайсери и окрестности - это нетуристическая часть Турции. Местные жители не избалованы туристом, не испорчены легкими деньгами. Все, даже малограмотные крестьяне из глухих деревень, очень дружелюбны и стремятся помочь. Практически везде вас накормят, напоят, предложат довезти до трассы, или же до штаба (бесплатно, разумеется). Понятно, английский никто не знает, русский тем более, приходится изъясняться жестами. Если не получается объясниться - можно позвонить организаторам, и они в свои очередь объяснят аборигенам нужды приезжего парапланериста (парашютиста, если дословно с турецкого).

Место приятное для полетов даже начинающих парапланеристов, с хорошей стартовой и посадочной площадкой прямо под горой. Здесь проводится также обучение полетам на параплане и полеты в тандеме с инструктором.

Полеты на параплане

Организаторы соревнований каждый год стараются обеспечить наилучшие условия проживания и питания. Зарегистрировались мы на сайте http://airtribune.com. Стартовый взнос в 2014 году составлял 90 евро и включал в себя lunch pack (питание на старте – воду, сухпаек), футболку, кепки, карты и подбор. Проживание обошлось в 10 евро с человека с завтраком. Общее количество участников - 120 человек.

Команда организаторов - отличные ребята. Как правило, кроме 2-3х старших участников, в нее входят 8-10 волонтеров, студентов университета Анкары, и членов местного парапланерного клуба. Все более-менее хорошо говорят по английски, во всем помогают, проявляют максимум внимания. Доходило до того, что нас, русских пилотов, каждый раз находили в здании штаба и персонально извещали о начале ужина (обеда).

Администрация города Талас предоставляет для нужд соревнований транспорт, в количестве 10-12 микроавтобусов с водителями, что делает подбор очень быстрым мероприятием. 2-3 англоговорящих человека работают диспетчерами, которые собирают координаты приземлившихся и координируют движение машин подбора. Если не приземляться в полной глуши, где нет дорог, то в среднем время подбора составляло 15 минут.

Погодные условия. Удивительные! Можно сказать, каждый день как под копирку. В 10 утра нас привозили на старт, было прохладно и ветер вдоль склона. К 11-30, 12 часам температура поднималась до 22-25 градусов, ветер выравнивался на строго в лицо и приобретал скорость 2-3 м/с. Разумеется позже, когда развивалась термическая активность, бывали и порывы, и стихания, но в целом ничего критического не было ни разу.

Во второй половине дня, когда все уже летели по маршруту, ветер усиливался до 6-8 м/с в приземном слое, но это уже не было так критично, как на старте.

 

Облачная база редко поднималась выше 1500м над стартом, что по словам местных низковато, но нам показалось вполне достаточно.

Задания и полеты. Из-за стабильности погодных условий, старт всего один, как и штатная посадка, находящаяся в 2 км прямо перед горой, практически в самом Таласе. Старт открывали в 13-00 или 13-30, закрывали через 1,5 часа.

Каждый день в первой части задания нужно было взять стартовый цилиндр примерно в 3-х км перед горой, а далее перелететь гору и взять одну из точек за ней. Дальнейший маршрут день ото дня отличался, но в целом лететь надо было по ветру, или слегка поперек. Можно сказать, что условия и задания были довольно простыми с точки зрения безопасности, но весьма непростыми с точки зрения долета до финиша.

Потоки на участке старт-стартовый цилиндр были слабыми и нечеткими, потому каждый день 30-40 участников просто приземлялись на штатную посадку, завершив таким бесславным образом летный день. Чтобы выпарить именно на этом этапе, необходимо было проявить не только умение тонкого пилотирования, но и изрядное терпение.

Далее по маршруту, по мере удаления от горы, проявлялась следующая особенность местности - рельеф начинал довольно быстро подниматься вверх, оставаясь столь же плоским. В наивысших точках абсолютная высота плато превышала высоту горы! То если можно было набирать высоту в потоке, сносясь по ветру, и при этом земля только приближалась.

Потоки редко были сильнее +4, но на высоте от 500м над стартом в основном широкими и ровными. Турбулетность очень умеренная даже в приземном слое.

Таким образом, полеты были безопасными, но при этом весьма непростыми и способствующими развитию тактического и стратегического мышления.

Наша ставропольская команда, представленная пилотами из трех городов – Пятигорска, Минеральных Вод и Кисловодска показала в этот раз лучшие за все эти годы результаты, мы были в середине списка из более чем ста пилотов. В лучший день удавалось пролететь до 62 км по маршруту. Особенно приятна работа в команде, когда есть возможность лететь «веером» и показывать друг другу потоки, тем самым избегая досадных ошибок и просаживания на середине маршрута. Советуем всем начинающим спортсменам поучаствовать в этих или подобных соревнованиях в будущем! Присоединяйтесь к нашей команде!