Wings of Change: парапланы из Австрии

(В качестве эпиграфа):
Швейцария - РАЙ для парапланеризма!

Итак по порядку...

Природа очень красива, зелена, и... ухожена. Много горных рек, весьма полноводных, и из-за этого не кажущихся особо бурными и быстрыми. Много горных же озер, поражающих своими размерами, и цветом чистейшей талой ледниковой воды.

 


Кое-где можно увидеть водопады, обрушивающиеся со скал с высоты в сотни метров:

 

Сельское хозяйство по большей части заключается в животноводстве, фермеры в основном выращивают траву(!) (клевер и еще несколько кормовых культур), которую периодически скашивают и скармливают скотине в свежем или ферментированном виде. Редко где есть небольшие участки с растущей кукурузой.

Из-за такой направленности сельского хозяйства практически нигде не увидишь желтых участков полей после скашивания злаков. Все вокруг зелено, как хороший ухоженный газон! Скотина (по большей части коровы), содержится в помещениях типа "сарай деревянный" из экологически чистой, некрашеной, потемневшей древесины. Очевидно когда корова сама пасется, то больше траву топчет, а так фермер ее аккуратно скашивает.

 

Крупные города по внешнему виду мало чем отличаются от аналогичных в Австрии или Германии (на мой дилетантский взгляд, разумеется). Практически в каждом городе есть историческая часть с вполне живыми памятниками старинной архитектуры, лебедями в реках и каменными набережными.

 

А вот мелкие города и городишки несколько более.... пасторальны что ли?.. В домах и домиках меньше той вылизанности и кукольности, что характерны для Австрии, больше элементов свойственных для суровой альпийской деревни: потемневшая древесина стен, где то обшитых слегка облезлой дранкой, где-то безо всякой обшивки. Встречаются и натуральные срубы "А ля рюсс".

Да, тоже есть цветочки в клумбах вокруг, под окнами, на верандах. Но вот поленницы практически рядом с каждым домом наводят на размышления...

 

Местные жители говорят на немецком и французском. Из них процентов 70 способны-таки более-менее объясниться на английском, а 20-30% хорошо на нем говорят.

Горы. Горы здесь выглядят просто ОГРОМНЫМИ! Даже меня, выросшего среди гор всех форм и размеров, местные горы впечатляют. И это при том, что по сути, высота большинства из них не превышает... 2500-3000 метров! В чем же секрет? Все очень просто - подножье большинства из них расположено очень низко, на высоте 200-400 метров над уровнем моря, благодаря чему перепад получается очень велик. Для сравнения, подножье гор приэльбрусья расположено на высоте 2000 метров, лагерь Марата в Чегеме - 1500 метров.

Причем выглядят огромными именно относительно небольшие горы, стоящие отдельно от массивов. Там где горы 3000 и выше, они уже образуют массивы с высоким (или относительно высоким) подножием.
Как оказалось, запечатлеть масштабы швейцарских гор на фото намного сложнее, чем узреть лично

 

Собственно летные места и полеты
Летают здесь ВЕЗДЕ! (ну или практически везде) В каждой долине по нескольку канаток с пригодными для старта участками склона наверху, и посадками внизу.
И вот тут начинается самое интересное! Если наверху есть старт, то на канатке ОБЯЗАТЕЛЬНО висит плакат с картой, обозначенными на ней стартом, посадкой (-ами), опасными проводами и запретными для полетов зонами. На посадке обязательно установлен колдун, а так же лежит яркая белая или желтая метка из светоотражающего материала. С высоты 1-1.5 км все площадки одинаковы... колдуна не видно... а вот МЕТКА заметна!

  

Старты, как и посадки, в большинстве травянистые, никакие ковры не нужны.

 

Отношение к парапланеристам и парапланеризму в целом
... а примерно как у нас к велосипеду и велосипедистам... То есть да, все конечно хорошо организовано в плане обучения, лицензирования, страхования, проверки технического состояния снаряжения, но... в целом отношение очень... житейское, как к чему-то давно привычному и обыденному. И вовсе не пренебрежительно-обыденному, а просто нормальному. То есть даже билет на канатке человеку с большим рюкзаком продают с пометкой "+ gleitschirm" (параплан), уточнив, он single или tandem. Для single (одиночка) билет дешевле, чем просто для человека без параплана (даже в один конец).

Немного о местной Федерации и ее роли в жизни пилотов
Конечно всех аспектов мы охватить не успели, да и не пытались, но... Наш швейцарский друг (по совместительству один из старейших пилотов Швейцарии - не по возрасту, но по стажу), помимо основной деятельности немного подрабатывает и на Федерацию. Например, при нас были организованы броски запасок над озером, в зоне ответственности ВОЕННОГО АЭРОПОРТА! Полет каждого пилота согласовывался с диспетчером, на это время четверки истребителей меняли маршрут! Мы летали в это время в 5 километрах в стороне и наблюдали процесс.

  

Как оказалось, помимо просто пилотов, первый раз применявших спасательный парашют, бросали запаски также сертифицированные УКЛАДЧИКИ запасок, которые по правилам Федерации ДОЛЖНЫ раз в 2 года таки бросить собственноручно уложенную запаску. Весь процесс был записан на видео, ключевые моменты разобраны по-секундно.

За все время полетов (мы посетили 5 летных мест) никому, ни разу, не понадобились наши лицензии и страховки. Пару мест мы посетили с местными друзьями, остальные - сами. Везде каждый раз были местные пилоты, тандемщики, инструтора, все дружелюбны, вежливы и... несколько равнодушны. То есть, наверно если на их глазах допустить грубую ошибку на старте или посадке, то ты кому-то и станешь интересен, а так - пока явных признаков некомпетентности не проявил, то по умолчанию считаешься нормальным пилотом.

Погода и летные условия
По словам местных, самое лучшее время все же весна. Огромный градиент, мощные потоки, все это делает полеты весной интересными, дальними и... весьма сложными и опасными. Почему опасными? Потому что несмотря даже на огромный градиент, долины, даже самые широкие и прогреваемые, практически не работают. 95% потоков сходят именно со склонов и пилоты вынуждены даже в мощную и турбулентную погоду жаться к рельефу. Получается, что просто отхватить плюху на посадке - это всегда пожалуйста, а вот выпарить с малой высоты со дна долины - фиг тебе.

К середине лета и дальше градиент постепенно уменьшается, погода делается все более мягкой и... слабой. Вплоть до того, что маршрутные полеты в низовьях становятся просто невозможны. Полетав несколько раз в низовьях, поразился терпению местных, способных по 30-40 минут крутить рваный слабый термик на одном месте, без набора высоты...

Но есть места, где можно успешно летать маршруты (хотя и не так круто как весной) до середины осени. И лучшее из них это Fiesсh, или как его называют местные Flugmekka Oberwallis. В чем разница? Да просто в том, что это уже по местным меркам высокогорье. Дно долины здесь на высоте от 800 до 1000 метров, что дает достаточный градиент даже осенью. Окрестные вершины имеют высоту в среднем 3000 метров, база от 3500 до 4500.

Полеты в Fiesсh
Ну что можно сказать... Даже осенью, в дохлых по местным меркам условиях, в воздухе весьма и весьма турбулентно! То есть не запредельно, скажем на 5-7 баллов по личной 10-ти балльной шкале, но ПОСТОЯННО. Потоки на уровне старта (2000 метров над уровнем моря, 1000 метров над долиной) весьма слабые и рваные (0.5-1.5 м\с), чтобы удержаться надо все время жаться в рельефу. Турбулентность не унимается ни на секунду, вынуждая напряженно работать и постоянно ожидать худшего. На самом деле крыло за все время полетов даже не хлопнуло, но если у нас так треплет, то это обязательно предвещает что то худшее, потому напрягает очень сильно. После набора 500 метров потоки выравниваются, усиливаются до 3-5 м\с, турбулетность в целом унимается. Виды с высоты просто потрясающие! Гигантские ледники, каскады озер, зелень широких долин внизу!

  

Как ни удивительно для гор, хорошо работают прогнозы. Вот что у нас никогда невозможно прогнозировать для того же Чегема - силу и направление ветра, тут все замечательно прогнозируется. В целом ветра несильные, по мере прогрева возникает долинный бриз, который во второй половине дня может смениться достаточно сильным "сливом".

Посадок в долинах море, широченные ровные луга. Конечно, линий электропередач тоже достаточно, но конкретно в Fiesсh практически нет линий, пересекающих долину. Есть и штатная посадка в 100 метрах от канатки (платная, 5 франков в день или 12 сразу за год).

Здесь для местных пилотов считается нормальным пролететь 200 километровый треугольник FAI за 10-12 часов в воздухе. Причем летают большинство на крыльях класса EN B или C. Притом что метеоветер в основном слабый, а турбулентность сильна, это неудивительно.

Местные пилоты
- многие не умеют стартовать обратным стартом... Ждут затишка и уходят передним.
- много пилотов преклонного возраста, навскидку от 60 до 70 лет. По отзывам, среди них есть несколько топ-пилотов.
- в воздухе все вежливы и предупредительны.
- если у кого-то не получается стартовать сразу, всегда есть желающие помочь расстелить крыло.

Экономическая сторона поездок в Швейцарию

Все ДОРОГО! И кажется, сами швейцарцы этим гордятся
Самый дешевый хостел с кучей китайских туристов - 35-40 евро с человека (2-х местный номер).
Отели - от 60 евро за ночь.
Скромно поесть в кафе - от 25-30 франков, правда порции весьма солидные.
Аренда автомобиля эконом-класса - от 35 евро в день.

Есть сеть супермаркетов с говорящим названием MIGROS, там самые вменяемые цены на продукты и прочее, характерное для супермаркетов. На ряде продуктов так и написано - BUDGET

После недели в хостеле, мы, по совету местных, переселились в "домик-в-деревне", то есть сняли комнату у фермера. Оказалось очень приличное жилье с возможностью готовить еду самим, и дешевле чем в хостеле.

Выводы
Да, все дорого, но оно того стоило однозначно! Конечно сказалась неопытность, потому многое вышло дороже чем могло бы быть, да и полетов могло бы быть больше. Второй раз будем умнее.

Весной или в начале лета неопытному (или неуверенному) пилоту в Швейцарии делать нечего. Это время только для пилотов с отличными навыками активного пилотирования и крепкими нервами.
Конец лета-начало осени - время для тех, кто вообще хочет понять, что такое полеты в Альпах, но опять же не все так просто.

Лучше бы знать немецкий, все становится проще :)